Friday, Mar. 29, 2024

Уроки родителей в дошкольном воспитании

Уроки родителей в дошкольном воспитанииВ периоды возрастных кризов ребенка родителям приходится преодолевать не только сопротивление и непонимание малыша, но и свое собственное. Очевидность учебы и «роста» взрослых помогают им воспитывать личность на всех этапах развития.

Рассматривая, например один из моментов физиологического развития ребенка, как овладение ходьбой, взрослые сталкиваются со многими трудностями. Малыш делает первые шаги и его психологические затруднения просты, но и наглядны реакции родителей. Ведь взрослые ждали с нетерпением, и радуются первым шагам своего чада, но также бояться, что ребенок упадет, ударится. Тем не менее, понимание необходимости происходящего делает преодолимыми страхи родителей, побуждая малыша к самостоятельным действиям, вселяя в ребенка уверенность в своих силах. И это происходит, даже не смотря на неуклюжие действия ребенка, незнание родителей как правильно учить. Взрослые понимают всю необходимость действий, так как пришло время. Основные приемы в данном случае – одобрение и поддержка, утешение, игра. Очевидными становятся правильность и безукоризненность действий взрослых: интуиция, находчивость, такт. А далее ребенок растет, и педагогическое чутье начинает отказывать.

Наступает возрастной криз ребенка от 2 до 5 лет и, по мнению большинства психологов у детей на данном этапе формируется собственное «я», ощущение своей значимости, индивидуальности. Малыш об этом заявляет своими доступными средствами: «я хочу или не хочу, я сам, я хороший, я боюсь» и так далее. Все желания пронизаны первыми и наивными эгоцентричными желаниями. Ребенок становится упрямым, капризным, потому что желания для него определяют самое главное и часто они переменчивы. В таких случаях малыш желает похвалы, чтобы его все любили, считали хорошим или становится ревнивым, завистливым. Часто не обходится без страхов, так как пугает неизвестное, все, что не нравится. Возникают естественные реакции – крик, слезы, гнев или льстивость, притворство. Личность ребенка в этот период возрастного криза можно увидеть наподобие рисунка, в котором нарушены пропорции, цвета четко обозначены и не имеют переходных оттенков.

Не каждый родитель подготовлен к таким поворотам детского развития. И капризы, крики, непослушание воспринимаются взрослыми совсем не так, как неизбежность падений, ушибов при учении ходить, а как, что-то плохое, неподобающее, требующее искоренения. А ведь недавно родителям в голову не приходило двигаться вместо ребенка. Но все, же убираются игрушки вместо малыша, продолжается кормление с ложечки, потому что он маленький, устает, может испачкаться. Конечно, навыки аккуратности необходимы, но как годичный ребенок не понимает смысла сутулости, так и трехлетний далек от аккуратности. В возрасте 2 – 4 лет ребенка родители реже сознательно воздействуют личным примеров, привлекают к совместной деятельности, что по-прежнему значительно для малыша. Не удивительно, что он начинает по пустякам повышать голос, ведь так поступает мама, рассержено стучит кулаком по столу, как папа. Здесь может быть масса неприятных моментов – разбитая тарелка, потерянный винтик, испорченные документы. Родители на первый план ставят свои собственные интересы.

А ведь неплохо задуматься, что детский эгоизм перерастает в самоуважение, упрямство – в настойчивость, капризы – гибкость переживаний, потребность в похвале – желание нравится людям, иметь у них высокую оценку. Ну, а страхи также в меру необходимы, так как формируют чувство опасности. Крики, слезы бывают обычными издержками физиологического роста ребенка. Родителям нельзя об этом забывать, необходимо быть терпеливыми, разумными и грамотными.

Комментарии:

Закрыто для комментирования.

Оставить отзыв