Thursday, Apr. 18, 2024

Концепция формирования творческой личности учащегося, основанная на изобретательской деятельности

Изменившаяся ситуация в России, да и во всем мире предъявляет к современному школьному образованию совершенно иные требования.

Сегодня, современный выпускник школы должен обладать не только стандартным минимумом знаний, умений и навыков, рекомендованных ФГОС, но знанием, умением и навыками основ проектирования инноваций, а так же, должен обладать качествами Творческой Личности.

Существующая «традиционная школа» построена на принципе «передачи знаний», накопленных предыдущими поколениями. Динамично изменяющийся мир создает проблему адаптации выпускника школы. Последующее образование (СУЗы, ВУЗы и др.) ориентированы на подготовку профессиональной деятельности выпускника школы. Однако, программы СУЗов, ВУЗов так же «не успевают» за изменениями, вызванными «взрывным» характером научно-технического развития. В результате современные молодые люди с большим трудом адаптируются к современной внешней жизни.

Известный научный факт, говорит о том, что формирование личности индивидуума на 80% и более происходит именно в ранний период жизни, в том числе и во время обучения в школе. Но образовательный процесс в школе реально «оторван» от жизни и общественного производства. Поэтому школа, как система, представляет собой «замкнутую систему», сама формируя требования к обучению.

Однако современный школьник, обучаясь по современным стандартам образования, является «потребителем знаний». Негативной тенденцией школьного образования во всем мире является разрыв связи образовательного процесса с реальным общественным производством.

формирования творческой личности учащегосяПротиворечие школьного образования: Школа должна готовить людей к будущему, однако будущее быстро и непредсказуемо изменяется.

Разрешением данного противоречия состоит в переходе от «потребления» знаний к их активному генерированию, что составляет суть изобретательской деятельности. Изобретательская деятельность человека ориентирована всегда на будущее, поэтому подготовка учащихся в соответствии с этим направлением соответствует главной полезной функции школы (ГПФ).

Школа лишь частично выполняет свою главную функцию — передавать накопленные знания. Школа хорошо готовит людей к стабильной жизни, но плохо готовит к быстро изменяющейся (реальной) жизни. Поэтому необходимо дополнить образовательный процесс школы компонентами, связанными с подготовкой людей к жизни в динамично-изменяющемся мире. Эту миссию хорошо выполняет образовательный процесс, построенный на основе изобретательской деятельности  (ТРИЗ-педагогика). Благодаря появлению в нашей стране теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), стало возможным применить в образовательном процессе и научить изобретательской деятельности ребенка, что в будущем обеспечит на практике устойчивый стабильный результат в изменяющемся мире.

Результатом изобретательской деятельности является создание интеллектуальной собственности, одного из важнейших показателя благосостояния нации.

К сожалению, в последние годы наблюдается факт резкого снижения количества изобретений в нашей стране. Так установлено, что, начиная с 1990 года, количество изобретений регистрируемых в нашей стране упало в 20 раз! Как известно, развитие государства невозможно без появления новых идей, поэтому, снижение творческой активности общества в десятки раз неизбежно приведет к потере Россией экономической и интеллектуальной независимости и постепенное превращение ее в сырьевой придаток развитых капиталистических государств.

Творческий процесс должен стать основным образовательным компонентом, целью которого является формирования в детях основ изобретающей Творческой Личности. Методом обучения Творческой Личности является метод совместной продуктивной творческой деятельности на основе инновационно-проектной деятельности. Инструментом, обеспечивающим эффективность инновационно-проектной деятельности, является технология проектирования инноваций, основанная на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), методах развития творческого воображения (РТВ) и функционально-стоимостном анализе (ФСА).

Целью программы развития является создание творческой образовательной среды, как основы формирования качеств творческой личности школьника.

Поставленная цель достигается в ходе освоения ими технологии проектирования инноваций на базе эвристической системы ТРИЗ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Реализация проблемно-ориентированного образовательного процесса на основе технологий ТРИЗ+РТВ+ФСА.
  2. Реализация проектной деятельности.
  3. Формирования интеллектуального фонда творческих достижений учащихся.
  4. Обеспечение общественного признания творческих достижений школьников и результатов их проектов (полученные патенты, призовые места в престижных конкурсах научно-технической направленности).
  5. Приобщение подрастающего поколения к сущности инженерной деятельности (к изобретательству).
  6. Приобщение и создание условий мотивации учителей для творческой изобретательской деятельности.

Приоритетными в развитии «Школы воспитания творческой личности», являются следующие направления:

  1. Создание и освоение концепции и технологий личностно-ориентированного образования, развивающего типа на базе технологии проектирования инноваций (ТРИЗ, РТВ, ФСА, ЖСТЛ – жизненная стратегия творческой личности);
  2. Участие в создании методики оценки качества образовательной деятельности и построение в соответствии с этой методикой программы развития школы.

В этом случае к основным компонентам образовательного процесса предъявляются следующие требования:

  • педагог должен быть не только специалистом в преподавании учебного предмета, но и уметь решать реальные проблемы в области своей профессиональной деятельности, творчески работать с личностью ребенка, поднимаясь на философский, рефлексивный, исследовательский и технологический уровень;
  • ученик должен обладать не только эрудицией, но и сформированными качествами творческой саморазвивающейся личности, уметь брать на себя ответственность за свои решения, образование и духовно-нравственное развитие, максимально раскрывать свой творческий потенциал, не просто приспосабливаясь к изменчивым реалиям социума, а активно участвуя в позитивном преобразовании общества;
  • содержание образования не должно ограничиваться предметной областью, заданной стандартами, а позволять стимулировать выход за пределы предметной области;
  • технологии обучения и воспитаний должны быть ориентированы на выбор темы проекта нерешенной практической задачи, решение которой происходит в ходе совместной проектной деятельности ученика и учителя (творческий процесс). Обеспечение гарантированного результата в виде общественно-полезного продукта интеллектуальной собственности (патент).
  • результатом образования является количество и качество (уровень) выполненных изобретательских проектов;
  • условия жизнедеятельности в школе должны способствовать развитию творческих способностей, самоопределению в выборе цели в жизни, удовлетворению индивидуальных интересов и профессиональному самоопределению ребенка.

Основной путь решения рассматриваемой проблемы — поэтапное дополнение к учебной деятельности школы главного поисково-изобретательского компонента.

Для этого организуется обучение школьников в виде проектной деятельности на основе технологии проектирования инноваций ТРИЗ и  ФСА.

Школа, в этом случае приобретает черты общественно значимого производства интеллектуальной собственности.

Проектная деятельность учащихся и учителей будет происходить в двух режимах:

  1. Проектная деятельность непосредственно на уроках, когда учащиеся в рамках программных тем по отдельным базовым дисциплинам преобразуют учебный материал в новую «проблемную задачу открытого типа» (изобретательская задача), и в дальнейшем, используя технологию ТРИЗ, решают ее при поддержке учителя по предмету.
  2. Проектная деятельность в режиме творческой мастерской, когда учащиеся выполняю под руководством опытного наставника самостоятельный инновационный проект.

Руководство школы организует деятельность по оптимизации взаимодействий между школьными учителями, специалистами по технологии ТРИЗ и учениками, осуществляет координирующую деятельность по согласованию учебно-воспитательных процессов и отслеживаю полученных творческих результатов.

По результатам проектирования издаются вестники творческих проектов школы, и организуется деятельность по тиражированию технологии проектирования инноваций в других школах.

Дмитриев Владимир Анатольевич, к.т.н., доцент кафедры ТТМ ПИ, Сибирский федеральный университет,
педагог МБОУ СОШ №22, Дмитриев Сергей Анатольевич, педагог МБОУ ДО и ЦДОД  «Аэрокосмическая школа»,
Евтушенко Елена Николаевна, директор МБОУ СОШ№22,
Краев Олег Альбертович, старший преподаватель кафедры ОУНП СибГау им.М.Ф.Решетнева,
руководитель НОЦ изобретений и инноваций МБОУ СОШ№22, Привалихин Сергей Александрович,
педагог МБОУ СОШ№22, Воробьева Оксана Валерьевна, заместитель директора по УВР, МБОУ СОШ №22

Комментарии:

Закрыто для комментирования.

Оставить отзыв