Thursday, Apr. 18, 2024

Уроки внеклассного чтения в малокомплектной школе

Организация уроков внеклассного чтения в условиях сельской малокомплектной школы несколько отличается от проведения таких уроков в городской школе.
Во-первых, малая наполняемость класса позволяет лучше знать читательские интересы каждого школьника, поэтому появляется большая возможность вести индивидуальную работу, воспитывая ученика как активного читателя.
Во-вторых, легко осуществлять контроль за чтением: можно с каждым вести разговор о прочитанной книге, рекомендовать произведения, соответствующие характеру и увлечениям ребенка или подростка.
В-третьих, нет острой проблемы обеспечения текстами художественных произведений.урок внеклассного чтения
Прививать интерес к литературе — забота каждого учителя-словесника, работающего в селе, где школьники не могут часто бывать в театрах, в кино, на выставках и в музеях. Запас знаний пополняется (кроме школы) по двум каналам: посещение библиотеки и просмотр телепередач, которые в последнее время стали активным соперником книги.
Уроки внеклассного чтения могут решить много проблем, волнующих словесников, если их правильно, творчески готовить и проводить. В условиях сельской школы они приобретают еще большую значимость. М. Горький назвал литературу великой державой, и задача учителя работать так, чтобы ученики не прошли мимо этой державы.
Программа предоставляет широкие возможности для проявления творческой инициативы преподавателя, направляет его на такую! организацию внеклассного чтения, которая бы развивала интерес учащихся к художественной литературе, учила думать» помогала воспитывать настоящих людей.
В сельской школе книге надежный помощник учителя, Родители, работающие в полеводстве и животноводстве, значительную часть времени общаются с детьми в труде, при выполнении домашних дел. У большинства сельских тружеников духовный рост идет медленно, и мы, учителя, должны помочь его ускорить.
Каждый из нас мечтает видеть своих питомцев любящими книгу, эрудированными собеседниками, но, чтобы осуществить эту мечту, надо много, целенаправленно и систематично работать.
IV класс — первая ступенька системы. В программе по литературе мате¬риал расположен по хронологически-тематическому принципу, поэтому я про¬вожу у рок и в соответствии с темами каждого из разделов. Первый урок — после изучения сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», второй — после изучения литературных сказок. Здесь начало всех начал, сумеешь увлечь — легко будет дальше.
Как всегда, помогаю выбрать первые книги, когда привожу четвероклассников на библиотечный урок. Библиотекарь готовит к этому времени тематическую выставку и беседу. После того как дети взяли понравившиеся книги, каждый ученик получает конкретное задание с учетом уровня его развития, его способностей и интересов. Классы обычно бывают малочисленны, поэтому уже в сентябре хорошо знаешь ребят.
Самым любознательным предлагаю что-нибудь посложнее. Например, одному даю книгу «Народные русские сказки» из сборника А. Н. Афанасьева и прошу внимательно рассмотреть начальные буквы сказок, подумать, почему они особо выделены. Делаю это для того, чтобы развить творческое воображение учащихся, чтобы помочь им вникнуть в глубину смысла сказки, увидеть в ней главное.
Второму ученику предлагаю познакомиться с содержанием сборника русских народных сказок, пословиц, песен, загадок «Живая вода» и ответить на вопрос, почему так названа книга. В этом случае моя цель – пробудить интерес к народному творчеству, которое и вправду похоже на чудодейственную живую воду, а чтобы ребенок понял вкус ее, надо помочь ему в школе. Может быть, после такой совместной работы он по-иному будет слушать речь своих близких в семье, односельчан, не пройдет мимо живого русского слова, вдумается в глубину его смысла.
Третий ученик готовит материал о русском лубке и буквице как элементах художественного оформления книги. Прошу помочь ему учителя изобразительного искусства, так как в IV классе есть эта тема.
Остальные учащиеся готовят вопросы викторины, делают книжки-малютки, рисуют и лепят любимых сказочных героев. И конечно, все много читают. Класс небольшой, дети могут меняться нужными для общего обсуждения книгами. —
С первых дней завожу специальный формуляр для уроков внеклассного чтения. На лицевой стороне формуляра учащиеся приклеивают картинку с сюжетом, соответствующим их читательским интересам. Ребята вписывают в него книги, которыми они пользовались при подготовке к уроку. Все формуляры находятся в ящичке на столе учителя, и мне очень удобно проследить, кто и как читает, какие книги вызвали особый интерес, а на какие следует обратить внимание, рекомендовать. Кроме того, сразу видишь, с кем предстоит серьезно работать, формировать сознательного читателя.
Итак, урок. Школьники делятся своими открытиями, сделанными в процессе чтения. Я обращаю их внимание на художественно-изобразительные средства, и они стараются понять особенности мастерства.
А дальше викторина. Кроме моих вопросов, ребята задают свои. Им интересно, не хочется, чтобы кончался урок, но звонок .неумолимо звенит. Продолжаем разговор на вечере сказок, а понятие об искусстве древнего лубка закрепляем в Костромском музее изобразительных искусств, где смотрим картины нашего земляка Ефима Честнякова, в произведениях которого получили развитие народные традиции.
Урок по народным сказкам только закончен, а я уже предлагаю готовиться к следующему — по литературным сказкам. Вывешиваю список книг и задания, которые мне помогут направить развитие интересов учащихся, воспитать культуру чтения и читателя как личности:
1. Выполнить иллюстрацию к самому яркому и важному эпизоду сказки (развитие творческого воображения).
2. Уметь кратко, в нескольких предложениях передать основное содержание сказки (работа над развитием речи).
3. Знать основные данные об авто¬ре (пробудить интерес к личности писателя).
Готовлю, как всегда, выставку книг в зависимости от того, сказки какого автора выбираем для чтения и обсуждения. В последние годы мы читали сказки Пущина, Бажова, Андерсена и Ершова. У нас есть уже пять изданий сказки П. П. Бажова «Серебряное копытце.
Готовясь к уроку, использую книгу А. П. Бажовой-Гайдар «Глазами дочери», написанную к 100-летию писателя, а также статьи, опубликованные в газетах и журналах к юбилею сказочника.
Для сельского школьника очень важно, чтобы учитель познакомил его с художником-иллюстратором, пока¬зал, как разные мастера по-своему воспринимают и видят образы героев литературных произведений. От деревни музеи далеко, поэтому роль учите¬ля литературы в воспитании художественного вкуса учащихся чрезвычайно велика.
По мере перехода учащихся из класса в класс увеличивается объем произведений, рекомендуемых для чтения, для знакомства с ними требуется все больше и больше времени. Там, где школьный учитель и библиотекарь работает в тесном контакте, теряет остроту проблема обеспечения книгами. В последнее десятилетие получаем книги серии «Школьная библиотека», подписанные издания «Библиотеки мировой литературы для детей». Кроме того, можно сделать заказ по межбиблиотечному абонементу в областной библиотеке, где внимательно относятся ко всем нашим просьбам.
Значительную помощь мне оказывают и сотрудники областной Детской библиотеки имени А. П. Гайдара. Мы часто ездим туда с целыми классами. Сотрудники библиотеки готовят для нас тематические обзоры книг, выставки, беседы о творчестве писателей, встречи.
Ребята делятся впечатлениями о прочитанном, спорят. Они едут в библиотеку, как на праздник, ведь в на-шей маленькой сельской школе нет да¬же отдельной комнаты для. библиотеки. Уже при входе в читальный 1 зал детской библиотеки ученики преображаются даже внешне. Здесь царит другая атмосфера, которая их как-то подтягивает, делает лучше, внимательнее, восприимчивее.
Есть во внеклассном чтении темы, которые проходят через все годы обучения. Это ленинская тема, тема Великой Отечественной войны, тема тру¬да и значения трудовой деятельности в жизни человека, тема природы.
Остановимся, например, на послед¬ней теме. Не секрет, что четвероклассники с трудом воспринимают описание природы, даже самый поэтический пейзаж должен быть для них связан с сюжетом. Начинаю обычно с произведений В. В. Бианки. Это богатейший источник знаний о природе, он открывает широкие возможности для коммунистического воспитания школьников. Рассказы В. В. Бианки учат всматриваться в природу, удивляться, размышлять, сопоставлять.
Особенно сильное впечатление про¬изводит на ребят рассказ «На великом пути». Он расширяет знания о птицах, об их образе жизни, о весеннем и осеннем перелете и вместе с тем внушает бережное отношение к природе. Надолго запоминают ученики трогательную историю о птице казарке.
Завершить работу на уроке нельзя, тем более что впереди День птиц. Мы серьезно готовимся к нему, делаем скворечники, работаем над постановкой сценария «Раненая птица», который был напечатан в журнале «Во¬жатый» (1977, № 8). С какой теплотой и сердечностью в заключение читали стихи и пели песни маленькие артисты! Они выступали не только перед товарищами, но и перед родителями.
В V классе перед изучением «Кладовой солнца» говорю о М. М. Пришвине и его рассказах, знакомлю с книгой Валерии Дмитриевны Пришвиной «Наш дом» (М, 1977), которая создает обаятельный образ писатели. Особое внимание уделяю сборнику «В краю дедушки Мазан», который был опубликован в 1938 году, когда писатель побывал на костромской земле.
В VI классе мы переходим к рассказам К. Г. Паустовского, в VII классе — к повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», в VII классе обсуждаем повесть Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Нравственное воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача советской школы, и решить ее помогают названные выше писатели, их произведения. Говоря о произведениях о природе, как не сказать о В. А. Бочарникове, как не встретиться с писателем-костромичом, чьи книги знают и любят многие граждане нашей страны.
Мы готовились к встрече с Василием Алексеевичем очень серьезно: много читали, готовили иллюстрации к его новеллам с помощью учителя рисования, совершали экскурсии в природу. Каждый ученик прочитал не менее десяти новелл, а некоторые — больше тридцати. У школьников возникло много вопросов, которые они хотели за¬дать В. А. Бочарникову.
Наступил долгожданный день встречи с писателем. Ребята несли с собой томики рассказов и лирических миниатюр «Теплая земля» и цветы. Все очень волновались, в читальном зале Детской библиотеки имени А. П. Гайдара царила какая-то торжественная тишина.
И вот дверь распахивается. На пороге появляется Василий Алексеевич. Начинается разговор, который помогает поддерживать писатель Ю. Негорюхин. Василий Алексеевич мастерски читает отрывки из своих произведений, дети внимательно слушают, и уже вижу то в одном, то в другом конце зала поднятую руку — задают вопросы:
— А жив ли тополь-агрессор, который забрался в подполье к бабке Марфе Ивановне?
— Существует ли поляна жар-птиц?
— Расскажите еще о горе Каталихе.
— Как Вы создавали рассказ «Лосенок»?
Долго шла беседа. В конце ее писатель сделал памятные надписи на титульных листах книг в соответствии с содержанием выступлений учеников. Думаю, что на всю жизнь ребята за¬помнят эту встречу, она поможет им быть внимательными ко всему живому на земле.
Ученики должны хорошо знать свой край, помнить, какие растения и звери занесены в Красную книгу. После чтения и глубокого анализа на уроке по¬вести «Не стреляйте в белых лебедей» мы с ребятами ходили на нерестово-выростное хозяйство «Рыбное», где нам показали пруды, рассказали о целях хозяйства, о случаях браконьерства со стороны жителей окрестных деревень. Некоторым ученикам было очень стыд¬но, так как они сами приходили сюда ловить карпов, пользуясь тем, что те хорошо клюют на хлеб.
По дороге домой, а мы шли пешком три километра, говорили о многом и пришли к выводу, что человек — хозяин земли, сберечь ее для других поколений может только он.

Комментарии:

Закрыто для комментирования.

Оставить отзыв