Thursday, Apr. 25, 2024

Воспитываем у ребенка трудолюбие

С ранних лет жизни ребенка должно быть организовано так, чтобы оно было средством воспитания трудолюбия.

Хорошо об этом сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Это исконные традиции народной педагогики: дети помогают трудиться родителям, родители не могут в своей работе обойтись без детей; как только ребенок научился нести своей рукой ложку от тарелки до рта, она работает — не для того, чтобы потренироваться в труде, а потому, что никто из людей, которые окружают ребенка, без труда не представляет себе жизни. Народная педагогика знает, что ребенку посильная и непосильная, знает, потому что в ней органично сочетается житейская мудрость с материнской любовью ….» С чего же начинать? Что под силу нашему малышу, а что — нет ? Непросто это решить, потому что мы, родители, все можем сделать значительно быстрее, лучше него. Например, одевания или раздевания. Конечно, сразу ребенок не может одеваться правильно (не так застегнет пуговицы, не на ту ногу обует туфли). Этому надо терпеливо учить до тех пор, пока он сам не начнет выполнять эту тяжелую для него работу спокойно, без напряжения. Четырехлетний малыш может одеваться и раздеваться в определенной последовательности, а шестилетний — правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, чистить обувь.

Воспитываем у ребенка трудолюбиеИли такое простое, казалось бы, дело, как умывание. Чтобы научить малыша, надо показать ему последовательность этого процесса, причем не раз и не два. Спокойно и терпеливо объяснить, что, подойдя к крану с водой, надо открыть его, предварительно закатив рукава рубашки или платьица, потом взять мыло, намылить руки, положить мыло на место, смыть мыло, закрыть кран, снять полотенце, положить его сначала на одну, потом на вторую ладошку, промокая.

Приобретенное действие лучше всего закрепить в играх с куклой.
Вы увидите, усвоил ли малый последовательность действий, как ведет себя и действует с предметами «например, с мылом и др..». Ведь ребенок переносит свои умения в игры — куклу нужно ежедневно одеть и раздеть, накормить. Так под воздействием постоянной тренировки закрепляются нужные навыки, действия дошкольника становятся умелыми и целеустремленными.

Самое важное — воспитание положительного отношения к любому виду труда «разумного, физического, эстетического», к труду других людей. С раннего детства мальчиков и девочек надо приучить усвоить до трудового участия в жизни своей семьи. Малыш должен усвоить, что каждая вещь, каждая игрушка должны иметь свое место. Он отвечает за их целость, за чистоту и порядок своего уголка. Следите, чтобы он всегда убирал на место игрушки. Если вы постоянно напоминаете ребенку об этом, контролируете и оцениваете выполнение поручения, то со временем он без напоминаний будет следить за порядком. Прочитайте вместе с сыном или дочкой рассказы Н. Кулика.

Цель трудового воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье одинаковая: педагоги и родители стремятся видеть своего ребенка здоровым, трудолюбивым и который имеет доступные ему трудовые навыки, с уважением относится к труду людей, проявляет бережное отношение к результатам труда, оказывает помощь членам семьи.

Работу с семьями дошкольников в указанном направлении нужно организовывать по принципам:

— параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;

— организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье;

На основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот принцип необходимо понимать как единство требований, приемов обучения трудовых действий, содержания труда детей.

Воспитание самостоятельности дошкольников. С первых дней пребывания в садике воспитатель ставит задачу обучения малышей элементарных навыков самообслуживания. В садике дети постоянно осваивают навыки раздевание и одевание, уборка игрушек после игр. Успешное приобретение малышами таких навыков возможно лишь при наличии единства в работе с семьей. Педагог должен разъяснить родителям, как важно поддерживать в детях стремление к самостоятельности, принимая во внимание при этом детское «я сам!» не давая погаснуть этому проявлению растущей потребности проявить независимость от взрослых.

Родителям необходимо объяснить, что воспитание происходит в деятельности, в постоянных делах, в доступных ребенку действиях. Первые трудовые навыки являются доступными для дошкольников, именно в них может быть реализованная потребность в самостоятельности.

Ребенок растет, появляется все больше возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель по самостоятельно выбранной деятельности, организовать эту деятельность, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки — приложить усилия, заставить себя исправить ее.

Комментарии:

Закрыто для комментирования.

Оставить отзыв