Культура преподавания и культура преподавателя
Чего ждут родители, отдавая своего ребенка в школу? Они ждут, что их ребенок приобретет знания в разных областях, получит навыки общения со сверстниками, научится вести себя в коллективе. В общем – родители надеются, что школа станет их верным помощником, сможет заполнить некоторые пробелы в воспитании, ведь не секрет, что современным родителям сложно уделять много времени своим детям в силу постоянной занятости на работе. Удовлетворяет ли современная школа таким ожиданиям?
Сегодня я хочу поговорить о культуре в средних учебных заведениях. Будучи школьницей, мне казалось, что невоспитанные, обозленные и грубые учителя – это удел только моей школы, какое-то досадное исключение. Сейчас, спустя почти десять лет с момента окончания школы, вернувшись в ее стены уже в новом качестве, я увидела: грубость и хамство учителей никуда не исчезло. Учителя, педагоги, призванные развивать в детях их лучшие качества, подавая им пример, ведут себя совершенно неподобающим образом, зачастую у них напрочь отсутствует культура речи. Они кричат, но не время от времени на каких-то особо рьяных нарушителей порядка, а все время – просто манера вести урок на повышенных тонах вошла у них в привычку; они хамят, отвечая ученикам не по сути заданного вопроса, а просто для того, чтобы закрыть им рот; бывает даже так, что учитель не брезгует оскорблениями в адрес ученика. По моим наблюдениям, особенно в таком поведении были замечены учителя средней школы, обучающие детей в 7-9 классах, то есть детей, вступающих в переходный возраст, и без того отмеченный повышенной конфликтностью. Будут правы те, кто скажет, что подросткам в таком возрасте требуется более жесткий стиль руководства, наставничества. Но я глубоко убеждена, что сильный характер учителя и его откровенное хамство – не одно и то же.
Сейчас всячески обсуждаются инновационные процессы в образовании, внедряются новые технологии, буквально везде мы слышим о том, что образование в нашей стране наконец-то стало ориентироваться на гуманистические принципы, принятые в цивилизованных странах. Учителя обязаны постоянно совершенствовать свой профессионализм, овладевая новыми знаниями и методиками преподавания. Но почему-то никто не обязывает учителей повышать собственную культуру общения, видимо, все еще считается, что раз человек является учителем – он априори культурный человек. Таково всеобщее заблуждение, устойчивый социально-психологический портрет учителя. Я ни в коем случае не обвиняю все учительство в профессиональной непригодности. И раньше, и сейчас я встречала в школе учителей, действительно заслуживающих носить это гордое звание. Это открытые, позитивные, готовые к диалогу с детьми педагоги, осознающие важность своей роли в жизни подрастающего поколения.
К сожалению, в наших школах, как и во многих важных сферах жизни, очень много случайных людей. Не будем сейчас искать причины таких явлений, о материальных и жилищных проблемах учителей не слышал разве что глухой. Однако же человек, взявший на себя роль учителя, не может оправдывать грубость, хамство, оскорбления в адрес учеников низкой заработной платой. Поэтому я призываю всех – и родителей, и работников учебных заведений, будьте ответственнее, не закрывайте глаза на происходящее, не бойтесь поднимать тему культуры общения и преподавания, будьте требовательнее к тем людям, с кем Ваши дети проводят половину своего дня, пять дней в неделю.
Комментарии:
Оставить отзыв