Wednesday, Nov. 20, 2019

В инклюзивную образовательную сеть города войдет около 100 школ и детских садов города

В инклюзивную образовательную сеть города войдет около 100 школ и детских садов города
Оценить статью

инклюзивное образованиеОдин из лидеров красноярского образования в вопросах, связанных с обучением особых детей – лицей № 11. С 2006 года на базе учреждения реализуется проект «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья». В рамках проекта на базе лицея особые ученики совместно с обычными детьми получают дополнительное образование. Некоторые ребята — участники проекта — со временем полностью перешли на обучение в лицей. На сегодняшний день в учреждении обучается 23 ребенка-инвалида, из них 9 человек учатся инклюзивно. Специально для работы с особыми детьми 9 педагогов прошли курсы повышения квалификации. В лицее работают 4 педагога-психолога, 2 логопеда, учитель-дефектолог, тьютор. Учреждение активно сотрудничает с центрами медико-психологического сопровождения детей, а также с общественными организациями «Открытые сердца» и «Свет надежды». В обоих корпусах лицея построены пандусы, в здании младшей школы установлено кресло-подъемник по лестнице, оборудована комната психологической разгрузки, установлена звукоусиливающая аппаратура. В планах оснащение и адаптация помещений под нужды детей-инвалидов во втором корпусе. За последние три года семь особых выпускников лицея поступили в красноярские ВУЗы и успешно продолжают обучение.
Традиционно образование детей с особыми потребностями представляло собой изолированную систему обучения и воспитания либо на дому, либо в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Такое обучение, как показывает практика, не способствует социальной адаптации детей. Совсем недавно в образовании стал утверждаться инклюзивный подход — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В связи с тем, что в современном обществе на смену «медицинской» модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья, приходит «социальная» модель, которая утверждает, что причина инвалидности находится не в самом заболевании, а в «отношенческих» барьерах, стереотипах и предрассудках.
В школах и детских садах города получают образование 1015 детей-инвалидов. Среди них слабовидящие и слабослышащие, дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития, а также дети с нарушением интеллекта. Инклюзивно (совместно с детьми, не имеющими проблем со здоровьем) получают образование около двухсот ребятишек. Дети являются полноправными участниками образовательного процесса, посещают занятия вместе с обычными детьми, участвуют в общих мероприятиях. Школы и детские сады самостоятельно разрабатывают адаптированные программы обучения, а также занимаются вопросами социализации особых детей.
Руководитель главного управления образования Алексей Лапков: «Перспектива ближайших нескольких лет — создание сети площадок реализации инклюзивного образования. Планируется, что учреждения будут разделены на три группы: универсальные, базовые и доступные. В «универсальных» детских садах и школах будут созданы условия для всех особых детей. «Базовые» учреждения смогут реализовать адаптированную программу для детей слабослышащих, слабовидящих, задержкой психологического развития. «Доступные» учреждения подойдут детям с проблемами опорно-двигательного аппарата, которые смогут обучаться в специальной адаптированной среде. В течение двух лет в «инклюзивную сеть» должно войти до 25% от общего числа образовательных учреждений города. В каждом микрорайоне города должны появиться школы и детские сады разных типов, которые будут готовы принять особых ребятишек».
В настоящий момент 29 учреждений города оснащены пандусами, в прошлом году семь школ уже получили специальное оборудование для работы с особыми детьми, в учреждениях оборудованы сенсорные комнаты, кабинеты дефектологов и логопедов, приобретены слухоречевые тренажеры. В период летних каникул еще 10 учреждений города, среди них школы № 12, 17, 51, 76, 133, 137, 147, лицеи № 1 и 12, гимназия № 11, получат средства из федерального бюджета в размере 1,1 млн. рублей на создание инклюзивного пространства. Деньги будут направлены на строительство пандусов, лестничных подъемников, специализированной мебели, приобретение видеоувеличителей, тренажеров по системе Брайля, специальных компьютеров для детей с ДЦП, создание логопедических пунктов и сенсорных комнат. В 2015 году еще 15 школ стали победителями конкурса и получат финансирование в рамках государственной программы «Доступная среда» в сумме от 644 тысяч до 2 миллионов рублей.
Главная задача на сегодня — расширение сети учреждений, систематизация имеющегося опыта, создание четкого алгоритма действий, который позволит родителям обучать и социализировать ребенка с особыми потребностями. В настоящее время утвержден федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ, его реализация начнется в следующем учебном году. Также формируется профессиональный стандарт педагога, проводится повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию.

Комментарии:

Закрыто для комментирования.

Оставить отзыв